Экстренное торможение
Время от времени каждый водитель сталкивается с необходимостью применитьэкстренное торможение. Эта вынужденная мера спасает в аварийных ситуациях жизнь и имущество участников дорожного движения. Но чтобы выполнить этот маневр максимально эффективно, стоит знать базовые правила торможения в стрессовой обстановке.
Базовые правила экстренного торможения
Ситуации, когда нужно немедленно остановить автомобиль, возникают регулярно. На дорогу может выскочить ребенок, на перекрестке под красный свет может «лететь» лихач или у транспортного средства в соседнем ряду лопнуло колесо, и его стало заносить. Но не стоит путать внеплановые ситуации со спортивным оттормаживанием, которое происходит в соответствии с планом действий водителя.
Для экстренного торможения характерны всего 2 базовых условия:
- внезапность торможения — водитель не планировал останавливать авто и даже сбрасывать скорость;
- оттормаживание с целью полной остановки — водитель принимает решение полностью прекратить движение как можно скорее.
Правила оттормаживания зависят от тормозной системы автомашины — наличие системы ABS и электронных помощников, отсутствие антиблокировки колес. Маневр доступен на любом колесном транспортном средстве, если подойти к нему с умом и знать хотя бы базовую теорию.
Как правильно тормозить с АБС
На транспортных средствах, оборудованных системой антиблокировки колес, можно выполнить маневр торможения и рулежки, поскольку колеса не блокируются. Чтобы выполнить маневр, необходимо изо всех сил надавить на педаль тормоза до появления соответствующей вибрации. Вибрация свидетельствует об активации системы антиблокировки колес.
Применение ABS позволяет сохранить управляемость авто, что вовнештатных условиях оказывается критически важным — у водителя остается шанс «увернуться» непосредственно во время оттормаживания в пол.
Чуть легче тормозить водителям, чьи ТС оборудованы дополнительной системой BAS (Brake Assist System). Что такоеBAS? Это система экстренного торможения, придуманная инженерами Mercedes-Benz. Она сокращает тормозной путь примерно на 15% на сухом покрытии. В связке с ABS система работает следующим образом:
- в случае резкого нажатия на педаль (стоит датчик движения скорости выжима) включается насос высокого давления, который нагнетает максимально возможное давление в магистрали;
- при максимальном давлении колеса блокируются, включается ABS, давление сбрасывается, колеса растормаживаются;
- цикл повторяется до полной остановки.
При наличии системы BAS нет никакой разницы — полностью выжат тормоз или меньше, поскольку важна именно скорость выжима. При плановом торможении быстро на педаль не нажимают.
Оказывает влияние и поколение ABS. Старые одно-, двух- и трехканальные системы не столь эффективны, как современные «четырехканалки». Количество каналов указывает на количество контуров, которыми управляет система. Поэтому на транспортных средствах со старыми ABS эффективность ее работыможет оказаться невысокой в случае, если имеется разница в коэффициенте сцепления колес с дорогой (например, под левыми — сухой асфальт, под правыми — лед).
Экстренное торможение без ABS
Отсутствие ABS не делает экстренное торможение чем-то недоступным — оно было придумано задолго до появления электронных помощников. Отмораживать ТС без ABS+BAS вполне реально. Более того, водители таких ТС имеют даже определенное преимущество в ряде дорожных условий.
Например, на ледяном покрытии на шипованной резине применяется оттормаживание юзом, т.е. с полной блокировкой колес. Шипы «вгрызаются в лед» и эффективно гасят скорость. То же самое применимо к оттормаживанию на мягком и рыхлом покрытии — заблокированное колесо будет «тонуть» в грунте, из-за чего остановка происходит крайне быстро. Потеря возможности маневрировать в таких условиях иногда не критична.
Существует несколько типов экстренного торможения на колесных транспортных средствах, не оборудованных современными тормозными системами:
- Спортивное торможение — педаль нажимается интуитивно до положения на грани блокировки колес, колеса не заблокированы, управляемость не потеряна. Тормозит ТС быстрей, чем транспорт с ABS. Такой тип оттормаживания требует от водителя идеального знания особенностей своей автомашины.
- Импульсное экстренное торможение — педаль нажимается прерывисто, т.е. выбирается полный ход, немного отпускается и снова нажимается. По сути, это имитация работы ABS. Применяется водителями с небольшим опытом. Эффективность зависит от количества нажатий в секунду (рекомендуется не менее 4 нажатий в секунду), но уступает ABS на любом покрытии, т.к. электронная система блокирует/разблокирует колеса с гораздо большей частотой.
- Экстренное торможение юзом («в пол») — самое простое оттормаживание ТС, заключается в давлении на педаль тормоза изо всех сил до полной блокировки колес. На рыхлых покрытиях считается самым эффективным, на ледяных (при наличии шипов на покрышках) также эффективно. В прочих условиях уступает всем другим типам. Может привести к заносу ТС.
Не стоит сбрасывать со счетов экстренное торможение с использованием двигателя. На машине с простым инжектором или карбюратором оно будет крайне эффективным. Главное — успевать переключать передачи и ювелирно пользоваться сцеплением. Но стоит понимать, что на машине с автоматической трансмиссией такая опция, увы, неэффективна.
Освоить экстренное торможение должен каждый водитель. Ему не учат в автошколах, поэтому для изучения особенностей маневра можно использовать личную машину и пустую площадку. Достаточно выставить несколько коробок в одной из ее сторон, а затем разгонять ТС и отмораживать его перед преградой всеми доступными способами.
А чтобы получить возможность управлять личным автомобилем на законных основаниях, нужно получить права. Для этого запишитесь в автошколу «Флагман». Более 10 филиалов в Краснодаре, собственный автодром, современные авто и опытные инструкторы сделают обучение приятным и эффективным, а получение прав с первой попытки — реальным. Запишитесь в группу по телефону или закажите бесплатный обратный звонок.